Обязанности по ведению учета отходов

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, на нашем объекте имеется проект образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), в нем присутствуют отходы, образованные только нашим предприятием. На нашем объекте также присутствуют арендаторы, имеющие свои проекты ПНООЛР. Мусор мы накапливаем совместно с арендаторами в один контейнер, договор на вывоз отходов ведет наша специализированная управляющая компания, право собственности на отходы никто никому не передает. Нужно ли вести учет отходов арендаторов, как принятые отходы (приложение 2 к приказу 721 Минприроды) или это должна вести наша управляющая компания?

Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Юлия Васильчикова

Ответ: Прежде всего Вам, как арендодателю необходимо четко утвердить и «прописать» все нюансы ведения дел с отходами арендатора в договоре.
Есть Письмо Ростехнадзора от 02.08.2007 N 04-18/1038 «Экологические» платежи у арендатора», которое не потеряло актуальности и сегодня. В нем говорится: «отходы, оставленные арендатором в контейнере для сбора отходов арендодателя, могут стать собственностью последнего. В целях однозначного решения вопроса об определении собственника отходов Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору рекомендует отражать условия о переходе права собственности на отходы в договорах аренды помещения».

Таким образом, в случае приема содержимого мусорных контейнеров от арендаторов с целью дальнейшей передачи лицензированной организации, такие действия могут быть расценены проверяющими органами как действия с приобретением права собственности. В этом случае затрагиваются нормы, прописные в Постановлении Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 (ред. от 28.12.2018) «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»). То есть, процедуру получения лицензии арендодателям не избежать, так как выявление подобного нарушения сулит штрафные санкции на юридическое лицо согласно «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Поэтому принимать на себя ответственность за передачу отходов арендаторов и, тем более, отражать это в отчетах сулит дальнейшими сложностями в оформлении документации по отходам на предприятии.

Если же отходы арендаторов не принимаются арендодателем (и это обязательно отражено в договорах аренды), то все значительно проще.

Так как Ваша организация (арендодатель) не имеет лицензии на прием отходов и принимает отходы арендаторов для дальнейшей передачи, то и отражать их в учете отходов не следует, и, следовательно, заполнятьприложение № 2 к Порядку учета отходов в области обращения с отходами, утв. Приказ Минприроды России от 01.09.2011 N 721 тоже. То есть в Ваших данных учета отражаются только отходы, которые образуются на Вашем предприятии.

Арендаторы же, заполняя свои данные учета отходов, в Приложении 3 отражают свои отходы, переданные организации-приемщику, указывая промежуточный договор аренды с Вами.

ecoindustry.ru