Распространение российского законодательства о СМИ-иноагентах на физических лиц является нормальной юридической практикой – полагает юрист и член Общественной палаты РФ Илья Ремесло.
России нужно контролировать финансовые дела иноагентов
Комитет Государственной думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении законопроект о СМИ-иноагентах со всеми поправками. Если такое произойдет, а рассмотрение данного закона состоится уже на следующей неделе, то под это понятие попадут не только юридические, но и физические лица.
Согласно законодательству РФ, иноагентом является лицо, которое, будучи российским резидентом, отстаивает зарубежные интересы. По сути своей, этот закон ничего не запрещает, но требует у лиц, квалифицированных как иноагенты, информировать российскую общественность, что они получают финансовую подпитку извне. Теперь это должны будут делать не только отдельные организации, но и физические лица.
По словам главы Комитета Сергея Левина, этот закон не будет использоваться против блогеров и российских публицистов. Речь идет именно об иностранном финансировании физических лиц из-за рубежа.
Прежде всего, здесь предполагаются отдельные сотрудники СМИ-иноагентов, которые получат в России такой статус. Это должно снизить воздействие на российских граждан со стороны оплачиваемой заграничными спонсорами негативной пропаганды.
Как отмечает Илья Ремесло, статус физического лица как иноагента нормален, ведь в США давно действует аналогичный закон.
«В Соединенных Штатах не только юридические лица признаются иноагентами, но и физические. Поэтому здесь нужно все грамотно продумать, и если мы говорим об иноагентах, то, кроме введения самого статуса, нужно создать систему регулирования в сфере пожертвований. Это то, что собирают на свою политическую деятельность, допустим, одиозные Навальный и Волков», — резюмирует Ремесло.
Ведь такие пожертвования, как правило, анонимны, а благодаря криптовалютам и другим финансовым инструментам непросто проследить их реальное происхождение. Конечно, понятно, кто конкретно таких лиц финансирует, но фактически это сложно доказуемо.
«Сейчас такие вопросы ничем не регулируются, и подобные люди могут у кого угодно брать деньги, ни перед кем не отчитываться, что, конечно, неправильно. Я считаю, что пожертвования на политическую деятельность должны регулироваться, и в случае если мы говорим «а», т.е. про иноагентов, то мы должны регулировать и их финансирование», — заключает Ремесло.
По мнению Ильи Борисовича, это важный шаг хотя бы потому, что СМИ-иноагенты занимаются в России политической пропагандой, из-за чего такие вопросы должны закрепляться законодательно. Ведь иноагенты целенаправленно пытаются воздействовать на наших граждан.
«А так, финансирование даже важнее статуса, поскольку в последнем качестве иноагент будет просто слать в Минюст РФ бумажки и продолжать свою работу. В то же время, если ограничить их финансирование, то работать им будет намного сложнее», — констатирует Ремесло.
Ремесло считает, что такие вопросы нужно рассматривать в комплексе, и если все здесь будет учтено, то закон даст результат, а что касается применения его против физических лиц, то перед нами нормальная практика, которая работает во многих странах мира.
Россия должна знать своих иноагентов
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» тоже высказался в пользу данного нововведения, заметив, что это правильное решение, являющееся «естественным развитием соответствующего законопроекта».
«С точки зрения юстиции есть формальная разница между физическими и юридическими лицами. Это очевидно, но мы-то с вами понимаем, что в практической деятельности эта разница несущественна. И неважно, какой юридический статус у человека или группы лиц, работающих в России и за иностранное финансирование продвигающих интересы совершенно другого государства», — заключает Шаповалов.
Владимир Леонидович отмечает, что задачей такой деятельности является дискредитация России на ее же территории, поэтому нормально, что наша страна применяет здесь практику, которая была разработана и реализована в США.
«В США все это давно и успешно применяется — как против НКО, так и физических лиц. Такая практика показала достаточную степень эффективности и является примером того, как страна защищает свои интересы от внешнего воздействия», — резюмирует Шаповалов.
Для России эта проблема является актуальной, поскольку в условиях широкой свободы слова и информации, в какой-то момент мы оказались беззащитными против внешних факторов и, прежде всего, тех же США, которые вмешиваются в чужие внутренние дела по всему миру.
«Поэтому я считаю, что «страна должна знать своих героев» и отдавать себе отчет, кто есть кто. И знать, кто из физических или юридических лиц, получая финансирование из внешних структур, стремится оказывать воздействие на процессы внутри РФ», — констатирует Шаповалов.