Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международного сообщения и захода иностранных судов, а 23 сентября 2009 года в соответствии с приказом Минтранса России №169 порт открыт для оказания услуг.

Развитие порта началось с вводом в эксплуатацию причала для перевалки наливных пищевых грузов мощностью 438 тыс. тонн в год и с возможностью обработки на нем судов длиной до 145 метров, на котором 2 декабря 2008 года было обработано первое судно. За прошедшие десять лет порт значительно продвинулся в своем развитии, увеличив грузооборот со 111 тыс. тонн в 2009 году до 14 млн тонн в 2018-м и расширив номенклатуру переваливаемых грузов.

Анатолий Василенко, и.о. капитана морского порта Тамань ФГБУ «АМП Черного моря»

Развитие и безопасность мореплавания

Порт Тамань расположен на удалении от крупных городов и не входит в границы населенных пунктов, что дает возможность расширения территории порта и создания новых объектов портовой и транспортной инфраструктуры.

За последние 10 лет в порту реализовано два крупных инвестиционных проекта. Инвестором ООО «Пищевые Ингредиенты» построен терминал с двумя причалами для перевалки масложирового сырья, одним причалом отгрузки шрота подсолнечника и двумя причалами для перевалки зерновых грузов. Инвестором ЗАО «Таманьнефтегаз» построен терминал с двумя причалами для перевалки сжиженных углеводородных газов (СУГ) и два причала для перевалки нефтепродуктов наливом с возможностью обработки судов дедвейтом до 100 тыс. тонн. Для этого было произведено дноуглубление операционных акваторий двух причалов и строительство подходного канала к ним. В 2015 году, после реконструкции причала №6 терминала ЗАО «Таманьнефтегаз», в порту стали обрабатываться суда дедвейтом до 160 тыс. тонн.

Сегодня ООО «ОТЭКО-Портсервис» реализуется еще один крупный проект создания Таманского терминала навалочных грузов с пропускной способностью 35 млн тонн в год, строительство которого разделено на 8 этапов. Сейчас окончен первый этап строительства, в результате которого введен в эксплуатацию причал №4 с проектной мощностью 10 млн тонн в год. В марте 2019 года на нем произведена первая отгрузка на судно каменного угля. В рамках этого проекта в акватории морского порта, на подходном пути и в операционных акваториях строящихся причалов проводится проектное дноуглубление для приема судов дедвейтом до 220 тыс. тонн.

Все проекты имеют разделы по обеспечению безопасности мореплавания, в которых предусмотрены строительство и установка средств навигационного оборудования (СНО). Подходные пути к терминалам оборудованы створными знаками. Каналы и операционные акватории причалов, где были произведены дноуглубительные работы, обставлены плавучими предостерегающими знаками латеральной и кардинальной систем ограждения соответственно.

Терминалы и операторы

В настоящее время в порту имеется 10 действующих причалов с общей длиной причального фронта 2641,5 пог. метров с возможностью приема судов длиной до 275 метров и с пропускной способностью грузовых терминалов 29 млн тонн в год.

В порту осуществляют деятельность четыре стивидорных компании – ООО «Морской терминал Тамань», ООО «Зерновой терминальный комплекс Тамань», ЗАО «Таманьнефтегаз», ООО «ОТЭКО-Портсервис», которые и являются операторами терминалов.

Помимо существующих портовых мощностей в рамках перспективного развития порта Службой капитана морского порта Тамань даны следующие положительные заключения по инвестиционным проектам: декларация о намерениях инвестирования в строительство технологического перегрузочного комплекса аммиака и карбамида ОАО «Тольяттиазот» мощностью 5 млн тонн; декларация о намерениях инвестирования в строительство перегрузочного комплекса зерновых грузов ООО «Агрохолдинг Тамань» мощностью 14,5 млн тонн; декларация о намерениях инвестирования в строительство терминала по перегрузке нефти и нефтепродуктов ООО «Терминал «Панагия» мощностью 6 млн тонн; декларация о намерениях инвестирования в строительство и развитие терминала по перевалке СУГ ЗАО «Таманьнефтегаз» мощностью 3,5 млн тонн; декларация о намерениях инвестирования в строительство объекта «Перевалочная база крупногабаритных и тяжеловесных грузов» ЗАО «Таманьнефтегаз» мощностью 0,5 млн тонн; декларация о намерениях инвестирования в строительство Таманского универсального терминала (ТУТ) ООО «Ророкон Транс» мощностью 33,9 млн тонн; декларация о намерениях инвестирования в строительство объектов ООО «Таманский морской терминал» мощностью 2 млн тонн с увеличением до 3 млн тонн в год.

Перспективы строительства сухогрузного района порта

В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России на период (2010—2020 годы)» подпрограммой «Развитие экспорта транспортных услуг» генеральным проектировщиком ОАО «Ленморниипроект» разработан проект строительства сухогрузного района морского порта Тамань, который получил положительное заключение экологической экспертизы и Главгос-экспертизы.

Сухогрузный район морского порта Тамань проектируется как глубоководный и современный порт для обработки навалочных, генеральных и контейнерных грузов с проектируемой протяженностью причального фронта 8,1 км и с возможностью приема судов дедвейтом до 150 тыс. тонн. Его создание позволит переориентировать внешнеторговые потоки российских грузов, идущие через иностранные порты Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов. Расчетный грузооборот сухогрузного района составляет 93,8 млн тонн в год, в том числе уголь – 28 млн тонн, железная руда – 15 млн тонн, сталь – 4,4 млн тонн, минеральные удобрения – 18 млн тонн, сера – 5 млн тонн, зерно – 13,4 млн тонн, контейнеры – 10 млн тонн.

В связи со строительством мостового перехода через Керченский пролив начало строительства сухогрузного района было отложено. Однако построенные транспортные подходы к Крымскому мосту, автомобильная и железная дороги также являются внешними автомобильными и железнодорожными подходами в направлении сухогрузного района, и ввод их в эксплуатацию значительно снизит стоимость проекта.

Весной текущего года принято решение о продолжении подготовки реализации проекта. Сейчас проектировщик разрабатывает и вносит изменения в проектную документацию, необходимую для обеспечения деятельности сухогрузного района, с учетом произошедших изменений границы акватории морского порта Тамань, добавления якорных мест со снятой минной опасностью в якорных районах порта и исключения строительства внешних транспортных подходов в направлении порта.

В настоящее время ведется работа по решению оптимальных вариантов создания схемы рекомендованных путей движения, изменения границ существующих якорных стоянок и введение новых якорных мест, подходного пути и канала к проектируемому сухогрузному району. Одновременно производится работа по изъятию земельных участков в предполагаемых границах территории морского порта с подготовкой соответствующих нормативно-правовых документов.

ФГУП «Росморпорт» проводит работу по привлечению стратегических инвесторов в ООО «РМП Тамань», которое выступает управляющей компанией проекта и занимается созданием инфраструктуры сухогрузного района. Вложение инвестиций и реализация утвержденных проектов в рамках создания сухогрузного района позитивно скажется не только на экономике Темрюкского района и Краснодарского края, будет способствовать развитию сопутствующей инфраструктуры, улучшению благосостояния населения региона за счет создания новых рабочих мест, но и внесет ощутимый вклад в целом в экономику России.

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морские порты №6 (2019)

morvesti.ru