Транспортная стратегия РФ на период до 2035 года: целевые показатели развития морского транспорта
В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным транспортным проблемам Министерства транспорта РФ подготовлен проект Транспортной стратегии РФ на период до 2035 года.
С. Буянов, генеральный директор, к.э.н.
Л. Буянова, ведущий научный сотрудник отдела развития морского транспорта, д.э.н.
Необходимость разработки этого документа при наличии действующей Транспортной стратегии до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, с изм. от 12 мая 2018 г.) обусловлена многими факторами:
• необходимостью приведения действующей Транспортной стратегии в соответствие с требованиями ФЗ от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»;
• обеспечением осуществления «прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ» (Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»);
• наличием существенных новаций технического и технологического характера в мировой и отечественной экономике;
• переходом на долгосрочное планирование до 2035 года Минэкономразвития России и многих государственных компаний;
• наличием вызовов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период к транспорту и параметрам его развития.
Стратегия содержит шесть разделов, в которых представлены:
– оценка состояния и основные проблемы транспортной отрасли; цели, задачи и индикаторы государственного управления в отрасли;
– способы достижения целей и решения задач; этапы и показатели развития отрасли по трем сценарным вариантам;
– механизмы реализации Стратегии; финансовое обеспечение реализации Стратегии.
Три сценария
В обновленном варианте Стратегии прогнозные показатели работы транспорта сформированы в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития страны на долгосрочный период до 2035 года (три сценарных варианта: базовый, целевой, консервативный).
Основные параметры базового и целевого сценарных вариантов:
• постепенное замедление мирового экономического роста с 3,2% в 2016 г. до 2,8% к 2020 г., в период до 2035 г. темпы роста будут находиться в диапазоне 2,5-2,9%;
• умеренный мировой спрос на энергоносители;
• переориентация развитых стран на новые энергоэффективные технологии и альтернативные источники энергии;
• темпы роста цен на нефть и другие сырьевые товары не будут превышать 2% в год;
• цена на нефть марки Urals в 2025 г. прогнозируется на уровне $46,8 за баррель, в 2035 г. – $57 за баррель.
В целевой сценарий заложены более высокие среднегодовые темпы роста макроэкономических показателей: валовой внутренний продукт, инвестиции в основной капитал, рост промышленного производства, реальная заработная плата, оборот розничной торговли.
Ориентация базового, и в первую очередь целевого сценария, направлена на увеличение объема инвестиций как ключевого фактора развития экономики.
Консервативный сценарий отличается более существенным замедлением мирового экономического роста, более низким спросом на энергоресурсы, что приведет к снижению цен на нефть марки Urals до уровня $35 за баррель к концу текущего года и будет снижаться в реальном выражении в течение 2018–2020 гг. В последующие пятнадцать лет прогнозируется номинальный рост цены на нефть темпами, предусмотренными в базовом и целевом вариантах развития.
С учетом сценарных условий прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочный период до 2035 года в Стратегии разработаны также три сценарных варианта развития транспортной системы на период до 2035 года – базовый, целевой и консервативный.
Реализация Стратегии запланирована в два этапа: I этап – с 2019 по 2024 год, II этап – с 2025 по 2035 год. На первом этапе необходимо максимально использовать существующие транспортные мощности за счет их модернизации и реконструкции, ликвидации узких мест транспортной сети. Значительная часть мероприятий первого этапа находится уже в стадии реализации и должна быть завершена к 2021 году. В течение второго этапа должен быть осуществлен переход к форсированному развитию транспортной системы России.
В Стратегии цели, задачи и индикаторы сформированы в соответствии с приоритетами государственного управления в транспортной отрасли:
• обеспечением территориальной целостности страны и связанности ее регионов на основе Единой опорной транспортной сети;
• достижением сбалансированности развития транспортной инфраструктуры различных видов транспорта и оптимального использования их производственных мощностей для осуществления перевозок;
• обеспечением населения качественными транспортными услугами, доступными по цене и по месту проживания (нахождения);
• обеспечением устойчивости и предсказуемости работы транспортной системы;
• развитием сбалансированных транспортных систем городов и городских агломераций;
• повышением производительности труда, снижением затрат перевозчиков и владельцев грузов;
• обеспечением долговременной устойчивости транспортной инфраструктуры;
• созданием стабильной транспортной инфраструктуры с гарантированными нормативными потребительскими характеристиками;
• повышением конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке;
• снижением рисков и предотвращением угроз в транспортной сфере;
• формированием современной транспортной системы на основе принципов устойчивого развития и рационального природопользования;
•
научно-технологическим обеспечением интенсивного инновационного развития транспортного комплекса;
•
совершенствованием системы обеспечения транспортной отрасли высококвалифицированными трудовыми ресурсами;
•
совершенствованием механизмов привлечения инвестиций в транспортную отрасль на долгосрочной основе.
Для всех видов транспорта в Стратегии определены семь целей, достижение которых требует реализации определенного комплекса задач.
В рамках разработки проекта Стратегии специалистами ЦНИИ морского флота выполнен комплекс работ, включающий: анализ состояния морского транспорта и выявление проблем в его развитии; определение целей и задач на прогнозируемый период; обоснование индикаторов, которые необходимо достичь к окончанию срока Стратегии по сценарным вариантам; разработка предложений и мероприятий для достижения целевых индикаторов.
Состояние морского транспорта и проблемы развития
Основными показателями деятельности морского транспорта являются: объем перевалки российских грузов через отечественные морские порты и порты сопредельных государств (табл. 1); годовой прирост производственной мощности российских морских портов; объем перевозок грузов и пассажиров; грузооборот; объем перевозок грузов по Северному морскому пути.
Таблица 1.
Динамика объемов перевалки российских грузов через российские морские порты
и порты сопредельных государств за период 2010—2017 гг. (млн т)
Всего российских грузов: |
622,3 |
639,5 |
661,7 |
674,0 |
700,2 |
739,1 |
769,2 |
833,4 |
каботажные |
36,5 |
31,8 |
31,8 |
35,9 |
40,8 |
56,1 |
72,0 |
86 |
внешнеторговые: |
585,8 |
607,7 |
629,9 |
638,1 |
659,4 |
683,0 |
697,2 |
747,4 |
через порты России |
489,5 |
503,8 |
535,3 |
553,3 |
582,8 |
620,6 |
650,0 |
701 |
через порты сопредельных государств |
96,3 |
103,9 |
94,6 |
84,8 |
76,6 |
62,4 |
47,2 |
46,4 |
Доля объемов перевалки грузов через порты сопредельных стран от общего объема перевалки внешнеторговых грузов, % |
16,4 |
17,1 |
15,0 |
13,3 |
11,6 |
9,1 |
6,8 |
6,2 |
Всего через порты России |
526,0 |
535,6 |
567,1 |
589,2 |
623,6 |
676,7 |
721,9 |
787,0 |
Источник: материалы АО «Морцентр-ТЭК», АО «ЦНИИМФ». |
Морские порты. Представленные данные свидетельствуют об увеличении объема перевалки грузов через морские порты России за указанный период в 1,5 раза. В качестве положительной тенденции можно отметить существенное снижение доли объемов перевалки российских грузов через порты сопредельных стран в общем объеме перевалки внешнеторговых грузов России – в 2,6 раза.
Лидерами по объему перевалки грузов на протяжении всего анализируемого периода традиционно являются порты Черноморского и Балтийского бассейнов, их доля в общем объеме перевалки в 2017 году составила 34,2% и 31,4%, соответственно (табл. 2).
Таблица 2.
Динамика объемов перевалки грузов по видам перевозок в 2010—2017 гг. (млн т)
Экспорт |
404,2 |
409,7 |
447,7 |
460,3 |
491,7 |
539,1 |
567,3 |
606,5 |
Импорт |
39,4 |
44,6 |
47,5 |
46,0 |
43,4 |
33,3 |
31,7 |
36,1 |
Каботаж |
36,5 |
31,8 |
31,8 |
35,9 |
40,8 |
56,1 |
72,0 |
58,3 |
Транзит |
46,0 |
49,4 |
40,2 |
47,0 |
47,7 |
48,2 |
51,0 |
86,0 |
Итого |
526,1 |
535,5 |
567,2 |
589,2 |
623,6 |
676,7 |
721,9 |
787,0 |
Источник: материалы АО «Морцентр-ТЭК», АО «ЦНИИМФ». |
Наибольшее увеличение объемов перевалки за рассматриваемый период наблюдается по экспортным грузам – на 50%. Это произошло в основном за счет угля, нефтепродуктов, нефти и зерна. Объем перевалки каботажных грузов вырос на 60%. Такую динамику обеспечили грузы на паромах, нефтепродукты и сырая нефть. Увеличение объемов транзитных грузов в рассматриваемом периоде на 87% связано с увеличением транзита сырой нефти. Объем перевалки импортных грузов снизился на 8,4% в основном за счет уменьшения объемов перевалки рефгрузов, сахара и тарно-штучных грузов.
Анализируя структуру объема перевалки грузов по укрупненной номенклатуре грузов, можно отметить, что с 2010 по 2017 год объем перевалки сухих грузов увеличился на 76,4%, наливных – на 31,6%. Наибольшие темпы роста отмечаются у насыпных грузов (в 2,9 раза) за счет увеличения перевалки зерна. Рост перевалки навалочных грузов (в 2 раза) связан с увеличением объема перевалки угля – так, если в 2010 году в портах было обработано 68,7 млн т угля, то в 2017 году – 154,5 млн т.
Отрицательная динамика отмечается по объемам перевалки лесных грузов: за рассматриваемый период объемы их перевалки упали на 24,8%. Снижение также затронуло генеральные грузы, в основном за счет тарно-штучных и рефгрузов.
Объемы перевалки наливных грузов в целом за анализируемый период имеют положительную тенденцию, рост составил 31,7%. Следует отметить существенный рост перевалки нефтепродуктов – на 52,3%.
С 2009 года в номенклатуре грузов морских портов появился такой груз, как сжиженный природный газ (СПГ), в связи с началом функционирования порта Пригородное. За этот период объем перевалки СПГ увеличился в 2,8 раза и в 2017 году достиг отметки 14,8 млн т.
Структура грузооборота российских морских портов по номенклатуре грузов в 2017 году представлена на рисунке 1.
Рис. 1
Положительная динамика объемов перевалки грузов обеспечена ростом производственной мощности морских портов за период 2008—2017 гг. (рис. 2).
Рис. 2
Производственные мощности российских морских портов для перевалки сухих и наливных грузов находятся в соотношении 43% к 57%.
Объем перевозок грузов предприятиями морского транспорта РФ (табл. 3) в целом за анализируемый период снизился на 34,4%. Каботажные перевозки выросли в 1,8 раза, перевозки в загранплавании снизились в 3,6 раза. Снижение грузооборота составило 54,8%.
Таблица 3. Объем перевозок грузов и грузооборот предприятий морского транспорта РФ за период 2010—2017 гг.
Объем перевозок, млн т |
37,5 |
33,6 |
19,2 |
16,7 |
15,6 |
18,8 |
24,6 |
24,6 |
каботаж |
9,2 |
9,1 |
8,3 |
8,4 |
9,6 |
10,8 |
16,5 |
16,6 |
загранплавание |
28,3 |
24,5 |
10,9 |
8,3 |
6,0 |
8,0 |
8,1 |
7,9 |
Грузооборот, млрд т-миль |
54,6 |
41,4 |
24,5 |
21,3 |
17,0 |
22,5 |
23,3 |
24,7 |
Источник: материалы АО «Морцентр-ТЭК», АО «ЦНИИМФ». |
Снижение объемов перевозок произошло практически по всем грузам. Объем перевозок наливных грузов снизился на 47,9%, сухих – на 31,7%.
Структура перевозок предприятиями морского транспорта РФ по номенклатуре грузов в 2017 году представлена на рисунке 3.
Рис. 3
Морской флот. Следует отметить положительную тенденцию: с 2014 года ежегодно увеличиваются перевозки грузов судами под российским флагом (в 2,3 раза по сравнению с 2013 годом). Это произошло за счет перевода 8 судов ПАО «Совкомфлот» под российский флаг, которые перевезли 8,4 млн т (в основном вывоз нефти из Арктики). В 2017 году, по данным компании, объем перевозок судами компании под российским флагом составил 16,3 млн т. Несмотря на эту положительную ситуацию, доля грузов, перевезенных отечественными судами, по результатам 2017 года составляет только 21,7% от общего объема грузов, перевезенных флотом, контролируемым российскими судовладельцами (табл. 4).
Таблица 4.
Динамика объема перевозок грузов в акватории СМП за период 2010—2017 гг. (тыс. т)
Завоз/вывоз |
1939 |
2286 |
2551 |
2819 |
3415 |
5392 |
7266 |
9738 |
Транзит |
111 |
825 |
1201 |
1176 |
274 |
40 |
215 |
194 |
Всего |
2050 |
3111 |
3752 |
3995 |
3690 |
5432 |
7480 |
9932 |
Источник: материалы ФГКУ «Администрация Севморпути». |
В 2017 году по сравнению с 2010 годом грузопоток вырос в 4,8 раза, что обусловлено увеличением объема завоза и вывоза грузов.
Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, по состоянию на начало 2018 года составляет 1341 судно общим дедвейтом 21,1 млн т, из них:
• флот судоходных компаний России, зарегистрированный под флагом России, – 1093 судна общим дедвейтом 7,0 млн т;
• флот судоходных компаний России, зарегистрированный под иностранными флагами, – 248 судов общим дедвейтом 14,1 млн т.
По сравнению с 2017 годом наблюдается незначительное увеличение количества и тоннажа судов морского транспортного флота: по количеству судов – 0,3%, по дедвейту – 4%.
Средний возраст судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, по состоянию на 01.02.2018 приведен на рисунке 4.
Рис. 4
Проблемы развития морских портов
1. Недостаток или избыток производственных мощностей по отдельным видам грузов, что требует их сбалансированности с учетом прогнозируемых грузопотоков. Так, например, отмечается дефицит портовых мощностей Южного бассейна для перевалки импортных грузов (контейнеры и накатные грузы), который вызван опережающим развитием портовых мощностей для перевалки экспортных грузов (наливных).
2. Дефицит глубоководных морских портов для обработки крупнотоннажных судов (нефть сырая, уголь, руда, зерно и др.). В порт Санкт-Петербург могут заходить суда с осадкой 11,0 м, в порт Усть-Луга – 13,7 м, в порт Новороссийск – 14,0 м, в порт Восточный – 16,0 м, в порт Мурманск – до 17,0 м, в порт Тамань: у причалов – 14,0 м, у ВПУ – 21,0 м.
3. Недостаточная пропускная способность транспортных железнодорожных и автомобильных подходов к портам в настоящее время является лимитирующим фактором роста грузооборота многих портов (Мурманск, Санкт-Петербург, Усть-Луга, Новороссийск, Туапсе).
4. Наличие ограничений для переключения российских грузопотоков из портов сопредельных стран (страны Балтии, Украина, Финляндия) в российские морские порты:
• возможный отказ грузовладельцев, являющихся собственниками морских терминалов в российских портах, в перевалке грузов иных грузовладельцев по причине усиления конкуренции на рынке сбыта данного груза;
• существенная разница в стоимости погрузо-разгрузочных работ в отечественных портах и портах стран Балтии, отсутствие комплексной ставки по доставке и перевалке грузов в портах;
• отсутствие в российских портах специализированных терминалов для перевалки некоторых грузов (аммиак, карбамидно-аммиачная смесь, метанол, некоторые виды нефтепродуктов), предлагаемых для переориентации;
• наличие у российских производителей собственных портовых терминалов в странах Балтии;
• использование транспортной схемы с учетом задействования портов стран Балтии и Финляндии с иностранными покупателями российской продукции при закупке товара на условиях поставки «франко-завод» как обязательное условие заключения договора на поставку груза;
• отсутствие глубоководных причалов в портах Азово-Черноморского бассейна.
5. Наличие экологических проблем в морских портах, возникающих при перевалке пылящих грузов в случае отсутствия специализированных перегрузочных комплексов (Мурманск, Новороссийск).
Проблемы развития морского транспортного флота
1. Низкая доля судов под российским флагом в общем объеме тоннажа, контролируемого российскими судовладельцами.
2. Высокий средний возраст судов под отечественным флагом.
3. Низкая доля перевозок российских внешнеторговых и транзитных грузов морским транспортным флотом под российским флагом в общем объеме перевозок российских грузов морским транспортом.
4. Недостаток пассажирских судов, работающих на социально значимых маршрутах.
5. Недостаток доступного финансирования для заказа и строительства новых судов для средних и небольших судоходных компаний.
6. Отсутствие стабильного отечественного законодательства в области деятельности морского транспорта.
Проблемные вопросы развития СМП
1. Недостаток новых специализированных судов ледового класса, необходимых для завоза грузов в районы Крайнего Севера.
2. Недостаток опыта эксплуатации крупнотоннажных транспортных судов в Арктике и обеспечения ледокольных проводок крупнотоннажных транспортных судов.
Семь целей
Цели, задачи и индикаторы Стратегии в сфере морского транспорта на прогнозируемый период сформулированы в соответствии с целями развития транспортной отрасли в целом и приоритетами государственного управления на морском транспорте.
В Стратегии перед отраслью поставлены семь целей. Для достижения каждой цели в части морского транспорта сформулированы задачи и обоснованы индикаторы, позволяющие оценить степень достижения цели. Сферу деятельности морского транспорта затрагивают пять целей из семи. Ниже сохраняется нумерация целей, принятая в Стратегии.
Цель 1. Сбалансированное развитие эффективной транспортной инфраструктуры для обеспечения устойчивого экономического роста и территориальной связанности страны.
Задача комплексного развития крупных транспортных узлов предусматривает развитие логистических товарораспределительных центров и терминалов, в том числе контейнерных и контрейлерных, морских и речных портов, а также «сухих портов» на основных направлениях перевозок и на стыках между видами транспорта с обеспечением их технологической совместимости.
Целевые индикаторы оценки степени реализации задачи:
• суммарная мощность российских морских портов, млн т;
• объем перевалки грузов через морские порты России, млн т в год;
• объем перевалки транзитных грузов в российских морских портах, млн т.
Цель 2. Повышение доступности, производительности и качества транспортно-логистических услуг в сфере грузовых перевозок.
Задача обеспечения доступности услуг перевозки грузов в удаленных и труднодоступных территориях и акваториях предусматривает развитие каботажных перевозок, регулярного паромного сообщения, портовых терминальных технологий, в том числе в арктической зоне, регионах Сибири, Дальнего Востока и других отдаленных и труднодоступных территориях и акваториях, создание комплексной системы управления Северного морского пути, строительство современных специализированных судов для завоза грузов в районы Крайнего Севера, реконструкцию инфраструктуры и развитие судоходства на внутренних водных путях Сибири и Дальнего Востока.
Целевые индикаторы оценки степени реализации задачи:
• объем перевозок грузов по Северному морскому пути, млн т;
• объем перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в том числе морским и внутренним водным транспортом, млн т.
Цель 3. Повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг.
Задача содействия развитию экспорта транспортных услуг на морском транспорте предусматривает планирование модернизации транспортной инфраструктуры с целью увеличения экспортно-импортных и транзитных грузопотоков.
Целевые индикаторы оценки степени реализации задачи:
• суммарный дедвейт морского транспортного флота, контролируемого РФ, млн т дедвейта;
• суммарный дедвейт морского транспортного флота под российским флагом, млн т дедвейта;
• средний возраст морских транспортных судов под российским флагом, лет;
• средний возраст морских пассажирских судов, лет;
• доля перевозок российских экспортных и импортных грузов морским транспортным флотом под российским флагом в общем объеме перевозок российских экспортных и импортных грузов морским транспортом, %.
Цель 4. Повышение уровня безопасности транспортной системы.
Задача повышения безопасности судоходства предусматривает совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения транспортной безопасности на морском транспорте. Целевым индикатором оценки степени реализации задачи является снижение количества происшествий на единицу транспортных средств по отношению к уровню 2011 года.
Задача обеспечения состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Целевым индикатором оценки степени реализации задачи является доля объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта, меры по организации защиты которых от актов незаконного вмешательства соответствуют требованиям по обеспечению транспортной безопасности.
Цель 5. Снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду, климат и здоровье человека.
Решение задачи модернизации и внедрения нового поколения транспортной техники с электрическими и гибридными двигателями и двигателями на альтернативных видах топлива, включая газомоторное, а также развитие немоторизованных средств передвижения пассажиров, ввод ограничений на использование транспортных средств низких экологических классов предполагает выработку и ввод в действие механизмов государственного регулирования, обеспечивающих мотивацию перевода транспортных средств на указанные виды топлива и двигатели, материалы и технологии, а также способы передвижения, минимизирующие негативное воздействие на окружающую среду. Целевым индикатором оценки степени реализации задачи является доля газомоторного топлива в общем топливопотреблении на морском транспорте.
Целевые индикаторы
В качестве мероприятий, обеспечивающих достижение значений целевых индикаторов Стратегии в части развития инфраструктуры морского транспорта, предлагаются следующие.
• Индикатор – мощность морских портов, млн т
1. Обеспечение необходимой пропускной способности железнодорожной и автомобильной инфраструктуры на подходах к морским портам.
2. Реконструкция существующих и строительство новых, в том числе рейдовых перегрузочных комплексов и терминалов в портах всех морских бассейнов.
3. Реконструкция существующих и строительство новых глубоководных портов для обработки крупнотоннажных судов.
4. Формирование благоприятной среды для развития портовых терминалов (территория опережающего развития и прочие преференции).
• Индикатор – перевалка грузов через морские порты России, млн т
1. Ликвидация дефицита портовых мощностей, ориентированных на перевалку определенных видов экспортных и импортных грузов.
2. Обеспечение необходимой пропускной способности железнодорожной и автомобильной инфраструктуры на подходах к портам.
3. Реконструкция существующих и строительство новых, в том числе рейдовых перегрузочных комплексов и терминалов в портах всех морских бассейнов.
4. Реконструкция существующих и строительство новых глубоководных портов для обработки крупнотоннажных судов.
5. Переключение части внешнеторговых грузов России из портов сопредельных стран в отечественные порты.
• Индикатор – объем перевалки транзитных грузов в российских морских портах, млн т
1. Модернизация транспортной инфраструктуры, нацеленная на увеличение транзитных грузопотоков.
2. Поддержание портовых сборов и тарифов на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность портов.
3. Усиление государственной поддержки транзитных проектов России на международной арене, формирование выгодных для России международных альянсов.
• Индикатор – объем перевозок грузов по трассам СМП, млн т
1. Продление строительства серии линейных атомных ледоколов.
2. Оптимизация ледокольного обеспечения проводки транспортных судов по трассам Северного морского пути.
3. Совершенствование организационной структуры управления Арктической транспортной системы России.
4. Строительство новых портов и развитие существующей портовой инфраструктуры Арктической транспортной системы России.
5. Развитие системы комплексной безопасности арктического судоходства, управления транспортными потоками в районах интенсивного движения судов, включая навигационно-гидрографическое, гидрометеорологическое, ледокольное и иные виды обеспечения, создание аварийно-спасательных центров.
• Индикатор – объем перевозок грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности морским транспортом, млн т
Основным мероприятием является строительство нового специализированного флота (суда-снабженцы, малотоннажные танкеры ледового класса) для осуществления завоза грузов в районы Крайнего Севера.
В качестве мероприятий, обеспечивающих достижение расчетных значений индикаторов Стратегии в части развития морского флота, предлагается:
1) обновление флота под российским флагом в соответствии с требованиями международных соглашений и конвенций ИМО;
2) снижение административных барьеров, мешающих развитию отечественного морского флота (упрощение процедуры регистрации судов в реестрах судов РФ, снижение количества документов, которые судовладелец должен иметь на борту, отмена платы за загрязнение воздуха российскими судами, снижение ряда технических требований к судам и судовому оборудованию и др.);
3) обеспечение стабильного отечественного законодательства, регламентирующего деятельность морского транспорта;
4) строительство транспортных судов: балкеров, газовозов, контейнеровозов, грузовых и грузопассажирских паромов, судов универсального назначения и пассажирских судов;
5) создание судоходных компаний на принципах государственно-частного партнерства для работы на социально значимых маршрутах;
6) субсидирование перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах либо применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость для услуг по перевозке пассажиров;
7) содействие развитию прогулочного и круизного судоходства.
Реализация задач, поставленных перед морским транспортом в составе актуализированной Транспортной стратегии РФ на период до 2035 года, и разработанных мероприятий на период 2018—2024 гг. позволит существенно модернизировать транспортную инфраструктуру и удовлетворить спрос на грузовые и пассажирские перевозки.
Морские вести России №12 (2019)