Безлюдные технологии, уникальная горка и стопперы – технологии работы самой технологичной сортировочной станции России

Станция Лужская по праву считается самой высокотехнологичной в России. Усть-Лужский железнодорожный узел, на котором успешно внедряются и тестируются безлюдные технологии, ежегодно наращивает объемы переваливаемых грузов. А минимальное влияние человеческого фактора позволяет минимизировать количество ошибок. Конечно, совсем без людей здесь не обойтись – штат из 380 специалистов (при этом непосредственно в сортировочной системе трудится всего 95 человек, что в разы меньше, чем на аналогичной сортировочной станции) следит за тем, чтобы станция работала без перебоя, контролируя систему. Но все остальное горочный комплекс делает сам.

Безлюдные технологии, уникальная горка и стопперы – технологии работы самой технологичной сортировочной станции России

Уникальная сортировочная горка
Лужская – крупнейшая грузовая железнодорожная станция и в России, и в СНГ. Узел начал строиться в 2005 году как станция, обслуживающая порт Усть-Луга. Сегодня Лужская состоит из трех припортовых парков и сортировочной системы, имеющей уникальную горку, которая работает в автоматическом режиме и одновременно может распускать два состава. Эта горка – единственная в России. Подобные ей работают в Германии и Латвии, но через них проходит в разы меньше грузов. К тому же горка на Лужской практически бесшумная – она оборудована гидравлическими замедлителями, а не пневматическими, как большинство в нашей стране. Управляет горкой система MSR-32 – именно она позволяет добиться максимальной автоматизации всех процессов. Система отслеживает и вес груза, и состояние погоды, и даже силу ветра. Все данные MSR-32 анализирует, после чего начинается управление горочным локомотивом, тормозными позициями и другими технологическими объектами. Все данные о работе, конечно же, передаются дежурным по сортировочной горке в центр управления – у специалистов есть вся информация о сортировочной горке, распускаемом составе и результате формирования поездов. Но люди владеют только цифрами. «Вмешательство человека не требуется, только в условиях нестандартных ситуаций, – рассказывает начальник железнодорожной станции Лужская Михаил Шевченко. – А это значит, что человеческий фактор – спешка, невнимательность исключены. Результат есть – у нас практически 100% гарантирована сохранность подвижного состава», – подчеркнул он.

Без машиниста
Что еще технологичного на Лужской? Здесь есть автоматизированная система, которая выявляет дефекты вагонов, например, знает о техническом состоянии колесных пар, осей. А еще позволяет проверить и подтвердить, что вагон годен к перевозке, груз уложен согласно техрегламенту. Теперь человеку не нужно обходить каждый вагон для проверки – это за него сделает компьютер. Более того, откажутся здесь в скором времени и от машинистов локомотивов. Система управления маневровыми тепловозами без присутствия в кабине машиниста успешно функционирует на Лужской уже с 2015 года. Но пока в тестовом режиме. «Но это лишь потому, что нормативная база, существующая в РФ, не позволяет убрать машиниста из кабины. Это оговаривают правила технической эксплуатации, разработанные Министерством транспорта. Однако совместно с ОАО «РЖД» и Октябрьской железной дорогой мы обратились в Минтранс по данному вопросу и надеемся, что уже в этом году официально поедем без машиниста», – отмечает начальник станции Лужская. Где пока не могут обойтись без человеческого ручного труда, так это при расцепке состава. Сейчас эту работу делает человек.

Инновации в действии
Еще несколько инновационных решений, применяемых на Лужской – локомотив на тросовой тяге и стопперы. Пусть система MSR-32 и задает силу торможения вагонов, учитывая множество данных, все же не все вагоны доезжают до нужного места. Помогает подтягивать их локомотив на тросовой тяге, являющийся ее составляющей. Он представляет собой своеобразные тележки на тросах, обеспечивающие подтягивание вагонов, и работает также на автомате и, в отличие от обычного маневрового локомотива, делает это быстрее. Новшеством являются и так называемые стопперы или домкратовидные устройства закрепления. Это специальные «грибки» на рельсах, которые закрепляют вагон. Колесо наезжает в зону установки стопперов, а сам стоппер под воздействием колеса проваливается, а затем поднимается вверх. Но домкратовидные замедлители на Лужской установлены не на всех путях. Объясняют это напряженным грузооборотом – если по стопперам часто ездить, то они приходят в негодность. «В Сортировочном парке в противоположном от горки конце пути установлены заграждающие устройства, позволяющие удержать вагоны в пределах полезной длины пути. Эти устройства также управляются системой MSR-32. Кроме того, в настоящее время на станции Лужская идут испытания по роспуску вагонов с опасными грузами, что стало возможным благодаря свойствам и техническим возможностям системы MSR-32. Единственным препятствием на настоящий момент является все та же нормативная база», – резюмирует М. Шевченко.

Безлюдные технологии, уникальная горка и стопперы – технологии работы самой технологичной сортировочной станции России

Безлюдные технологии, уникальная горка и стопперы – технологии работы самой технологичной сортировочной станции России

Безлюдные технологии, уникальная горка и стопперы – технологии работы самой технологичной сортировочной станции России

Безлюдные технологии, уникальная горка и стопперы – технологии работы самой технологичной сортировочной станции России

Безлюдные технологии, уникальная горка и стопперы – технологии работы самой технологичной сортировочной станции России

Безлюдные технологии, уникальная горка и стопперы – технологии работы самой технологичной сортировочной станции России

Безлюдные технологии, уникальная горка и стопперы – технологии работы самой технологичной сортировочной станции России

Безлюдные технологии, уникальная горка и стопперы – технологии работы самой технологичной сортировочной станции России

rzd-partner.ru